Последнее время ко мне все чаще и чаще обращаются родители с проблемой посадить на горшок ребенка. И чаще всего этими вредными детьми становятся мальчики! В чем же причина, и что же делать? Для начало нужно разобраться, что же испытывает ребенок, когда осознано,  ходит на горшок?

 

 Многие слышали, что З. Фрейд большое значение придавал стремлению человека получать удовольствие от своего тела. Он называл это стремление либидоносным инстинктом, а саму энергию желания - либидо.

 В разные периоды жизни эта энергия в наибольшей степени проявляется в какой-то одной зоне организма, которая служит основным источником получения удовольствия. Именно по «месту» получения удовольствия и были названы стадии развития человека. Все они связаны с разными эрогенными зонами, т.е. особо чувствительными участками тела. К ним относятся глаза, уши, рот, анус, молочные железы, половые органы.

Этих стадий развития всего 5:

1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью.

2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией.

3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий.

4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов.

5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря - фиксация.

Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Все стадии рассматривать мы не будем, так как интересует нас только анальная стадия. Так вот, анальная стадия длится примерно от полутора до трех лет. Именно в этот период происходит окончательное созревание мышечных сфингтров выделительной системы организма, и ребенок получает возможность более полно контролировать акт дефекации (испражнения). Дети в этом возрасте получают видимое удовольствие от самого процесса удержания и выталкивания фекалий и учатся усиливать это удовольствие контроля над собственным организмом путем отсрочки опорожнения кишечника.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один из двух типов характера:

анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Это по Фрейду, а теперь я хотела бы поделиться  своими наблюдениями и опытом работы с такими детьми и семьями.

Что характерно для таких семей, у которых возникает проблема приучить ребенка к  горшку?  Первое - это то, что мамы слишком зациклены на этой проблеме, они только и занимаются тем, что бы усадить малыша на горшок. Хвалят его за малейшую попытку сделать Это правильно, следят за ним, вся семья в курсе проблемы,  и все пытаются поговорить, уговорить малыша, задобрить, и так пытаются, и сяк, а ребенок никак.)))  Доходит до того, что малыш просто начинает прятаться от родителей и делать это  за диваном, под столом, за шкафом, в общем,  там, где его не видно.

 

Второе – это, то, в чем никто не хочет признаваться, то что ребенок буквально позорит свою «идеальную» маму, почему идеальную, потому что именно у мамочек, которые хотят что бы их дети были самыми лучшими, как бы идеализируя их, хотят быть  очень правильными, правильно воспитывать, только и гордиться своим чадом, как бы совсем забывая о том, что ребенок то совсем неидеальный, а малышу трудно таким быть, соответствовать завышенным требованиям мамы. Это совсем не значит, что ребенок делает это осознанно, что бы опозорить свою маму, разозлить, нет, он делает это как раз не осознанно. Если спросить у такого малыша, почему ты это делаешь, он ответит, что не знает, и это будет правда. Другое дело мама, когда спрашиваешь у мам, почему для них так важно, чтобы  ребенок сейчас ходил на горшок, они отвечают, что так же правильно! Вопрос, для кого правильно? Таким мамочкам трудно расслабиться, принять не совершенство своего малыша. Одна моя клиентка, даже сказала в отчаянии такие слова: «Мой сын из мальчика гения превращается в дебила!» Кстати не все признаются в таких мыслях, их «идеальность» не позволяет так сказать.

Поэтому, что я рекомендую таким семьям.

Первое - это расслабиться. Все равно рано или поздно ребенок будет ходить на горшок, на унитаз, он же нормальный! Позволить вообще ему это делать, не вызывать сдерживание, что приводит к запорам.

Второе – вернуть ответственность ребенку, пусть он сам делает выбор, ходить ему на горшок/унитаз или в штаны. Если в штаны, тогда он сам будет их стирать. Потому что это был его выбор.

Третье – показать ребенку, где место,  куда он может приходить свободно, когда захочет, без посторонних глаз, чтобы покакать. Озвучить, что он может это делать, тогда, когда сам захочет, а не тогда когда его просят.

И четвертое, последний совет – это позволить своему ребенку быть не идеальным. Нет, не на словах, а внутри себя, сказать себе, что мой ребенок не идеальный, он имеет право на ошибки и не совершенство, я принимаю его таким,  какой он есть.  И позволить себе быть не совершенной, потому что идеальных мам не бывает, как бы вам этого не хотелось. Все  мамы для своих детей самые лучшие, и лучшие тем,  что любят их просто, потому что они есть, а не потому,  что они что-то умеют делать.