Вот наступило лето, и можно поздравить не только детей с окончанием учебного года, но и родителей. Пыхтели все вместе, что там говорить. Дети старались, а родители переживали. А может никто и не старался и никто не переживал, это в каждой семье по-разному. Но все же,

начало каникул - это еще не повод отказаться от занятий и повторения пройденного. Дети кричат: «Не  надо!», родители уговаривают: «Надо».  Возникает вопрос, а нужно ли вообще на каникулах заставлять детей учиться, повторять пройденное  или постигать новое? Это же каникулы! А  значит нужно отдыхать. Мы же, взрослые,  берем отпуск не для того, чтобы пойти подработать на другой работе (хотя, может,  есть и такие, но это как исключение). Почему же дети должны в свой законный «отпуск» работать, пахать, напрягаться? Они хотят  отдохнуть, расслабиться от напряженного учебного года, снять длительный стресс. Все,  что им можно, так это общаться с друзьями, гулять на улице до ночи, купаться в море, речке, озере, бассейне (выбирайте сами), влюбляться, кататься на велосипеде, роликах, скейте, кушать фрукты -  и всё,  на этом можно закончить, а, нет, еще модно одеваться.  Но! Если дети не будут повторять пройденный материал, то они забудут все, что учили, утверждают  родители. И это факт. Знаю по себе. Стоит мне пару месяцев отвлечься от профессиональной литературы, и вдруг все профессиональные словечки из моей памяти куда-то деваются. Нет, что- то, конечно, я помню, но не всё. Приходится снова прочитывать либо пройденный материал, либо что-то новенькое. Так и у детей. Если три месяца ничего не повторять из пройденного за прошедший год, то на первое сентября вспомнится только,  как кого зовут из класса и из учителей, и то, частенько не всех вспоминают, особенно учителей. Даже многие дети соглашаются, что когда приходится писать текст, то рука устает уже на первом же абзаце. А чтение! Это вообще отдельный разговор. Недавно ребёнок, читающий быстрее своего папы (потому что папа кроме телевизора и своей загруженности на работе давно забыл,  что такое книга), тут на первом уроке литературы читает,  как будто он впервые видит буквы. А все  потому, что тренировка остановлена. Если спросить у любого спортсмена, тяжело ли начинать занятия спортом после длительного перерыва, все  соглашаются, что сложно.  Описывают жуткую крепатуру и усталость.

 

 

      Так вот.  Заниматься на каникулах нужно, но как же заставить ребенка это делать? Даже не заставить, а уговорить! Ну,  во-первых, для ребёнка  должно быть интересно  само занятие. Многие возразят: «Что, нам  плясать перед ними, что ли»?!   Нет,  конечно!  Хотя самые сообразительные и творческие  родители, имея неординарное чувство юмора,  могут и сплясать для разрядки обстановки, или как вариант: «Я для тебя спляшу, а ты повторишь теорему Пифагора».  Ну,  или посерьезней можно так:  ребенку  нужно прочитать несколько книг,  и они не по 10 страничек,  и не по 50, а 300-400! А для подростка это вообще караул. Он же вместо 400 видит 4000! Потому что для него это много.  Можно сделать так.  Раз в день читать только одну страничку.  Даже если слово переносится на другую страницу, то все равно заканчивать чтение. Если у ребенка есть интерес все- таки дочитать до конца предложение или абзац, пусть конечно читает, нам же лучше и ему ,конечно. А потом  пусть перескажет,  о чем была речь, можно своими словами, не нужно повторять весь литературный текст,  главное - смысл. Если вы видите, что был очень тяжелый день, ребенок физически уже не в состоянии что-либо читать, помогите ему.  Прочитайте страницу и перескажите ему.  Либо прочитайте вслух, если вы точно знаете,  что ребенок не заснет под ваше чтение. И главное -  не гоните ребенка в шею. Пусть читает в своем темпе.  Даже если это ну очень медленно. Обязательно похвалите его за усердие. Поверьте, перехвалить  ребёнка нельзя! И гордитесь им. Так и говорите: «Я так тобой горжусь»!   Главное без иронии. Дети очень чувствуют фальшь и насмешку.

     Во-вторых, ребенок должен видеть результат своего труда, т.е., что он не зря читает эту ненавистную книгу. Вы можете в разговоре с друзьями или родственниками, или просто за ужином, вспомнить, что сын читает сейчас такую интересную книгу, так вот, там написано, что… И спросить у ребенка, что там написано. Если ребенок застесняется, то можно пересказать своими словами что-то, например, недосказать или нарочно забыть, а потом уточнить у ребенка, правильно ли вы говорите или правильно ли вы поняли. Ребенок,  обычно,  если видит ошибки в пересказе, всегда исправляет.   Так он повысит свой статус среди взрослых и, конечно, в своих глазах.  А вы покажете ребенку, что всё,  что он делает, это не зря. Что всё можно применить на деле:  в беседе, в какой - либо деятельности или просто, чтобы привлечь к себе внимание.

 

 

     Если ребенку нужно повторить английский, то можно ставить песни на английском языке и просить, чтобы ребенок переводил. Если же повторить  письмо, то можно писать мини записочки: как прошел день, или пожелания на ночь, или с добрым утром. Лучше писать всем. Пусть это будет такая традиция.  Можно класть  под подушку или вешать на холодильник.

     Что вообще важно в отношениях с ребенком -  это уважение к нему со стороны взрослых. Даже если вы что-то его заставляете делать, пусть это будет без  оскорблений  и унижений.  Если же есть такие предметы, которые ребенок не в состоянии самостоятельно повторить  (вот трудно ему дается определенный предмет),  то не мучайте его и свою бедную нервную систему, она у вас одна - наймите репетитора. Так где-то за месяц до школы, т.е. в августе, пусть профессионал позанимается, расскажет, подтянет там, где ослабло, подожмет, где разболталось. Поверьте, это будет в сто раз эффективнее, чем  вы стояли бы над ребенок с ремнём или еще с чем-то угрожающим. И вам спокойней , и ребенку понятно.

     И последнее.  Не нужно ребенку постоянно напоминать, что вы тоже ходите на работу и вам тоже не хочется;  что вот будете в отпуске  и не станете готовить еду или убирать в доме. Поверьте, это пустой звук. Ребенок вас не слышит. Ему так надоела школа за целый год, что он хочет просто отдохнуть от нее, и все. И ваши нравоучения еще больше его злят. Поэтому не забывайте ему об этом говорить:  «Я знаю, что тебе было сложно,  и ты хочешь отдохнуть, поэтому летом  ты будешь

отдыхать, а пройденный материал  просто немножко повторять, чтобы было легче усваивать новый.  Я тебе помогу» .