- Он ничего не может сделать сам! Все время раздражительный, кричит, плачет, обзывает себя. Я не могу заставить его делать уроки, приходиться сидеть с ним до ночи, только мне стоит уйти, как тут же бросает работу. Учитель жалуется, что он не внимательный, рассеянный, способный, но очень ленивый. У него нет друзей, все время сидит возле компьютера. Учительница посоветовала обратиться к психологу - с тревогой в голосе жалуется мне клиентка, мама 10 летнего мальчика.

К сожалению, сейчас такая картинка распространенная. В чем причина? Чрезмерное сидение возле компьютера? Не правильная система образования? Или плохая учительница? Нет - это чрезмерная опека родителей, т.е. гиперопека. 

Гиперопека – это повышенная забота,  навязчивая опека и внимание к своему ребенку со стороны родителей. Это когда нормальная забота о ребенке превращается в чрезмерное волнение и постоянную боязнь за его судьбу. Когда родители не дают возможности ребенку сделать что-то самому.

Это происходит еще с 2-ух-3-ех летнего возраста, когда ребенок все хочет сделать сам: нарисовать что-то красками, слепить из пластилина, наклеить аппликацию; или помочь маме: замести комнату, помыть пол, приготовить еду, и все это получается так неуклюже, не аккуратно, а ответственным родителям хочется, что бы все было красиво, и они как бы помогая ребенку, делают все за него. Это приводит к тому, что со временем ребенок перестает верить в свои способности, и просто бросает все начатые дела на полпути, не доделывая ничего. 

Часто гиперопека присутствует в семьях, где ребенок имеет физические недостатки, или перенесенные в прошлом тяжелые болезни – это приводит к тому, что родители боятся за свое чадо, что бы не перетрудился, не перенервничал и стараются оградить ребенка от всяких трудностей. К сожалению, не догадываясь, что тем самым делают ребенка не приспособленным к жизни. Такие дети боятся сделать шаг без мамы или папы, они не умеют себя защитить, отстоять свою позицию, всегда сомневаются в правильности своего решения, им кажется, что они не способны ни к чему. Такое отношение к себе приводит к психическим расстройствам: неврозам, психозам. Дети замыкаются в себе, часто не имеют друзей, потому что боятся, что их обидят. 

Что делать?

  1. Когда приходят такие семьи, первая моя задача, это научить родителей видеть в своем ребенке способного и самостоятельного. Конечно, родителем трудно, особенно мамам, перестроиться и как бы чуть отвлечься от своего ребенка на другие вещи: мужа, хобби, работу. Особенно трудно родителем поверить в свое чадо. Что я советую?! Самое простое и действенное, это говорить вслух ребенку, что «Я горжусь тобой! У тебя все получается! Ты молодец!». Особенно, когда отправляете его в школу.
  2. У ребенка должны быть дома обязанности: заправлять постель, самому одеваться и раздеваться, убирать игрушки на место, убирать после себя со стола, убирать в своей комнате, и дополнительно может быть выгул собаки (если она есть), вынос мусора или что сами посчитаете.
  3. Написать график дня: когда и сколько отводиться времени на уроки, игру и отдых.  Уроки лучше разбить на легкие, средние и тяжелые. Легкие ребенок выполняет сам, средние с подсказкой родителей (при этом мама занимается своими делами) и тяжелые делаются с кем-то из родителей. Если уроки не сделались в условленное время, значит за этим должно последовать наказание, например: неделя без компьютера, или генеральная уборка квартиры. Условия наказания должны быть озвучены заранее, и обязательно выполнены (иначе ребенок перестанет верить).
  4. Таких детей лучше отправить на секцию единоборства, обязательно контактное! Если ребенку нельзя выполнять физические нагрузки, то можно записать в музыкальную школу (игра на гитаре, пианино, барабаны), или на искусство гончарство. Это все развивает самостоятельность, усидчивость, внимание и фантазию. А главное ребенок видит результат своего «творения», это повысит его самооценку и желание делать, что-то самостоятельно.
  5. Еще когда ребенок совсем маленький нужно давать  ему возможность совершать ошибки (например, когда он учиться кушать сам,  пусть вымажется, размажет кашу по лицу, но только это его научит держать ложку правильно). 
  6. Никогда не доделывать за ребенка работу! Можно помогать, наблюдать, поддерживать, но никогда не брать на себя всю работу. Потому-что для ребенка важно, что бы  в него верили его самые близкие  люди – это родители!